Организация питания в образовательной организации

Сведения об условиях питания обучающихся в образовательной организации

В нашем учреждении питание организовано в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Устройство, оборудование, содержание пищеблока соответствует санитарным правилам изготовления и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья.
Пищеблок оборудован необходимым технологическим и холодильным оборудованием. Набор оборудования производственных, складских помещений соответствует санитарным правилам. Все технологическое и холодильное оборудование в рабочем состоянии.
Рациональное питание детей дошкольного возраста – необходимое условие их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.
Основным принципом правильного питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие пищевых рационов. Правильное рациональное питание — важный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий процессы роста, развития организма, условие сохранения     здоровья в любом возрасте.

Питание осуществляется в соответствии с 10-ти дневным меню. Составление меню и контроль за соблюдением правил приготовления пищи осуществляет медицинская сестра. Ею осуществляется постоянный контроль за правильной постановкой питания детей. В обязанности медицинской сестры входит осуществление контроля за качеством доставляемых продуктов питания, их правильным хранением, соблюдением натуральных норм продуктов при составлении меню-раскладок, качеством приготовления пищи, соответствии её физиологическим потребностям детей в основных пищевых веществах. Шеф-повар детского сада также контролирует санитарное состояние пищеблока, соблюдение личной гигиены его работниками, доведение до пищи детей, постановку питания детей в группах.
Все продукты, поступающие в ДОУ проверяется на соответствие требованиям государственных стандартов.

Питание и воспитание: ребёнок за столом

Обобщая опыт работы воспитателей в детском саду за много лет, прослеживается тенденция  кардинального изменения вкусов и привычек современных родителей. Рацион современной молодежи во многом отличается от тех продуктов, на которых выросли их родители. Приводя малыша в ясельки, дабы отвлечь от горестного расставания, мамочка зачастую кладет ему в карман импортную конфетку в яркой упаковке. Конечно, ни какой ребенок не станет кушать детсадовскую кашу, зная, что имеется в тайне от других. Да и долгожданная встреча малыша с родителями, несомненно, сопровождается таким же ритуалом.

Хочется довести до сведения молодых родителей важность правильной организации питания детей начиная с самого раннего детства. Ведь рациональная, сбалансированная, «здоровая» пища — залог гармоничного физического и нервно-психического развития. Учитываю генетическую связь с исторически сложившимися привычками, необходимо поддерживать традиции русской кухни, быть примером ведения здорового образа жизни своему малышу.

Основная задача родителей:

Обеспечение полноценного, разнообразного рациона питания.

В Ваших силах:

  1. распознать и поддержать у ребёнка пищевой интерес;
  2. сформировать у него правильное пищевое поведение;
  3. научить столовому этикету.

Последовательность формирования культурно-гигиенических  навыков.

Родители ребёнка в возрасте от 1-го года до 2-х лет в силах:

❖Сформировать умение        пользоваться ложкой;

❖ Приучить самостоятельно есть разнообразную пищу;

❖ Научить  пользоваться   салфеткой

❖Закрепить умение садиться на свой стул за маленький стол, выходя из-за стола, задвигать свой стул.

❖Приучить малыша мыть руки перед приёмом пищи и правильно         пользоваться полотенцем с помощью взрослого.

В возрасте с 2-х до 3-х лет задачи взрослого усложняются.

Необходимо:

❖ Закрепить умения самостоятельно мыть руки с мылом перед едой, насухо вытирать их полотенцем без помощи взрослого.

❖ Закрепить умение опрятно кушать, тщательно пережевывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой без напоминания.

❖ Сформировать умение выполнять элементарные правила поведения за столом: не выходить из-за стола, не закончив еду. Говорить «спасибо».

❖ Учить к 3-м годам сервировке стола (принести ложки на каждого члена семьи, убрать    за собой пустую, грязную посуду.

Почему пропал аппетит?

Вы слышали как громко и требовательно кричат голодные птенцы? Пернатые родители с утра до вечера только и делают, что кормят своих детей. С каким воодушевлением поглощают пищу котята, щенки и прочие животные. И только среди человеческих детёнышей есть такие, которые сидят грустные и бледные, роняют слёзы в тарелку и совершенно, ни капельки, не хотят есть!!!

Причины потери аппетита у детей второго года   жизни

  1. Ребёнок не хочет есть из-за проблем с пищеварением, вы поторопились с введением твёрдой пищи, новых блюд.
  2. Малыш болен.
  3. Может появиться временное отвращение к какому-либо продукту или блюду (надоела каша…)
  4.  Ребёнка не устраивает запах пищи, объём порции, ведь мама накладывает на свой взгляд и ориентируется на свой вкус.
  5.  Малыш просто не проголодался, так как много съел на предыдущий приём или у него были «перекусы» печеньем, бананом и т.д.

Почему отказываются от еды 3-х летние дети?

  1. Нет или снижен утренний аппетит, так как не израсходована энергия за ночь, был поздний ужин, был плотный ужин.
  2. Снизился аппетит из-за некоторого израсходована энергия за ночь, был поздний ужин, был плотный ужин.
  3. Самоутверждение ребёнка в семье: теперь он «командует парадом» и сам говорит о своём желании «отобедать», Нежелание малыша придерживаться жесткого режима питания. Введите «гибкий» режим питания(+\10-15 минут).
  4. Ребёнку скучно есть за столом вместе с взрослыми, ему нужны друзья — дети. Посадите малыша за отдельный собственный столик, составьте ему компанию из детей или игрушек.
  5. Малыш болен.

Памятка родителям:

«Как вернуть аппетит»

  1. Осознать причины отказа ребёнка от еды.
  2. Набраться терпения и не кормить дитя насильно.
  3. Искать подходы к своему ребёнку: кормить спокойно, терпеливо, не торопя, не отвлекая от еды игрой или чтением. Важно донести, что пища — это ценность, к ней мы относимся с уважением.
  4. Не применять поощрения за съеденное, угроз и наказаний за несъеденное.
  5. Понять своего малыша: что любит, что надоело, голоден ли он вообще.

Организовать приём пищи по «гибкому» режиму. Если крохе необходимы «перекусы», то это должна быть только полезная пища: сыр, фрукты, зерновые хлебцы, овощи. Нельзя приучать ребёнка к сладостям! Если малыш не ест салаты, предлагайте ему «чистые» продукты.

Уважайте инициативу своего ребёнка. Поощряйте ребёнка: за желание есть   самостоятельно, стремление участвовать в сервировке стола.

Помните: положительное отношение к еде у детей формируется долго. Приучайте ребёнка к здоровой пище с раннего детства. Манера поведения за столом будет определять культурный уровень личности.

Здоровое питание- это еще и разумное воспитание !!!

Здоровое питание наших детей

Из чего складывается здоровье:

  1. Экологическая обстановка (которую трудно изменить)
  2. Отношение взрослых к детям, в том числе медики и педагоги (которое можно изменить)
  3. Правильное питание – вот  то, что  находиться полностью в наших руках (его можно изменить).

Что ребенку есть, в каком виде и в каких условиях мы решаем сами. И незаметно, потихонечку, из года в год приучаем организм наших малышей к  добавкам,  красителям, наполнителям. И даже не задумываемся, что они обозначают, и какие последствия несут.

Все реже увидишь маму, купившую кефир, ряженку для своего ребенка – зачем, когда есть йогурт, фругурт, и т.д.

И тем более мам, которые сварили бы компот из сухофруктов – зачем, когда есть соки, фанты и кока – колы.

А когда приходит ребенок в детский сад, начинаются проблемы – я такой компот не пью, такую рыбу не ем, котлеты не люблю. А сосиску я буду!

А детские сады , в свою очередь, хотят обеспечить ребенка полноценным питанием – натуральным, правильным. Поэтому в рационе у детей есть и творог, и рыба, и мясо, и капуста, и печень, и просто кефир с ряженкой.

Подавая детям блюда на стол, мы стараемся рассказать о пользе этого продукта.

Получаемое ребенком питание должно не только покрывать расходуемую энергию, но и обеспечить материал, необходимый для роста и развития организма.

В течение дня ребенка пищу распределяют примерно так:

  1. 35 – 40% — приходится на обед
  2. 10 – 15% — на полдник
  3. 25%  — на завтрак и ужин

Пища, которую употребляет ребенок, должна быть

  1. Полезной
  2. Разнообразной
  3. Вкусной

Для растущего детского организма вреден, как недокорм, так и перекорм.

Жалобы на плохой аппетит не столь редки. И перепуганные родители делают все, чтобы ребенок поел.

1.Но ребенок – существо социальное. Потребности и интересы всегда связаны со взрослыми. Образец отношения к приему пищи, вкусовым предпочтениям, которые дает семья, обладают огромной силой.

Иначе говоря, если в семье никто не ест  и не готовит гороховый суп, как ребенок поймет, что это вкусно.

Для ребенка наиболее близким человеком, образцом для подражания всегда выступает мать, на втором месте – отец. Поэтому влияния матери и отца на воспитание вкусовых ощущений, вкусовых привычек, как в сторону позитива (полезные продукты), так и негатива (вредные продукты, вредные пристрастия), намного превосходит влияние других взрослых – бабушек, дедушек, воспитателей.

  1. Моя мама  сказала, что свекла очень полезна.
  2. Мой папа сказал, что каша это гадость.

Мнения родных для них дорого, ведь так сказал папа.

Малыши впечатлительны, доверчивы и внушаемы. Поэтому, если взрослые члены семьи допускают при ребенке частые разговоры о том, что

  1. Да он же у меня не ест молочные блюда.
  2. Он у меня такой разборчивый в еде.
  3. Он лук крупный  в борще не ест, я его на мясорубке мелю и т.д.

Родители сами подают пример излишней разборчивости в пище – это крайне влияет на аппетит ребенка.

2. Распространенная ошибка заключается в том, что родители слишком легко соглашаются с нежеланием ребенка принимать то или иное блюдо: «Я не хочу, не люблю, не буду, не вкусно».

Или наоборот легко соглашаются с желаниями ребенка принимать большое количество пищи, уступая его капризам: «Я хочу еще булочки, я еще хочу конфет, чипсов и т.д.»

Естественно, полезный, да еще и новый продукт или блюдо,  вводимый в рацион ребенка, может вызвать определенную негативную  реакцию.

Но если вы проявите должный такт и терпение, возьмете за правило убеждать ребенка, объясняя необходимость, полезность продуктов питания, то проблемы будут решены.

3. Многие родители жалуются на плохой аппетит.

Но, если ребенок,  к примеру, на завтрак получил достаточно калорийную пищу, в этом случае время обеда придется перенести на позднее время.

Не забывайте о том, что у ребенка свои порциональные нормы блюд.

  1. 1 блюдо – 200 – 250гр.
  2. 2 блюдо – 60гр. (мясное) и т.д.

Давайте ребенку только такое  количество пищи, которое он охотно и без ущерба для здоровья съест.

Вполне здоровый ребенок отличается обычно хорошим аппетитом и съедает столько, сколько нужно для его возраста.

4. Крайне отрицательно влияют на аппетит, на приятное вкушение пищи бесконечные одергивания, типа «не чавкай, не кроши, как ты держишь вилку, у тебя не руки, а крюки».  Милые родители, а у вас, возник бы аппетит, есть в таких условиях?

5. На аппетит влияет и самостоятельность, культура еды. Чем увереннее и легче ребенок владеет ложкой, вилкой, ножом, тем меньше затруднений у него вызывает еда. От взрослого требуется терпение, уважение к ребенку. Ловкость, аккуратность приходится не сразу.

6. Но если вы приучите ребенка к красивой сервировке стола, удобной посуде, сменяемой после каждого блюда, пользованием салфеткой, то вы решите проблему культуры поведения за столом.

2 июня День здорового питания

Особенности питания в летний период

В летний период у большинства детей существенно меняется образ жизни. Большую часть времени они проводят на свежем воздухе, много бе­гают, играют, купаются. Кроме того, во время оздоровления дети получают широкий комплекс оздоровительных мероприятий (физиотерапия, массаж, фитотерапия и др.).

Все это сопровождается значительной тратой энергии, более интенсив­ным течением обменных процессов. Отмечено также, что летом процессы роста ребенка усиливаются, а это требует большого поступления белка – ос­новного пластического материала для построения клеток и тканей детского организма. Во время сильной жары организм теряет с потом значительное количество минеральных веществ и витаминов, особенно витаминов С и группы В, что также требует увеличения пищевой ценности рациона.

С другой стороны, в жаркие дни у детей, особенно младшего возраста, нередко наблюдаются изменения со стороны желудочно-кишечного тракта: уменьшается выделение пищеварительных соков, снижается аппетит. В ус­ловиях перегревания в организме нарушается кислотно-щелочное равнове­сие. Все это свидетельствует о необходимости внесения соответствующих изменений в рацион ребенка.

В первую очередь в летнее время калорийность питания ребенка долж­на быть увеличена на 10-15% за счет увеличения пищевых веществ. Одно­временно следует несколько изменить состав рациона и режим питания. Ча­ще необходимо давать кисломолочные напитки и творог, содержащие легко усвояемые полноценные белки.

Для повышения обеспеченности витаминами и минеральными вещест­вами в рацион ребенка следует как можно шире включать овощи, фрукты, соки, овощные и фруктовые пюре, различную огородную зелень. Зелень хо­рошо добавлять во все первые и вторые блюда, салаты, блюда для завтраков, ужинов, готовить «зеленые» бутерброды.

Летом желательно несколько изменить и время приема пищи. Первый завтрак лучше дать пораньше утром, когда температура воздуха еще невысо­ка и аппетит ребенка еще не нарушен. Завтрак должен быть достаточно калорийным и богатым белками. Обед может быть перенесен на 15-30 минут раньше, чтобы не проводить его в самое жаркое время дня. Вводится второй завтрак (10 ч.), который включает соки, фрукты, ягоды

Определенного внимания требует питьевой режим, так как во время жары потребность в жидкости существенно увеличивается. Поэтому всегда должен быть необходимый запас кипяченой воды, фруктовых или овощных отваров; особенно полезен отвар шиповника, богатый витамином С. Питье можно давать ребенку и непосредственно перед едой, если он испытывает жажду, а также во время еды. Это способствует улучшению аппетита. Питье следует брать с собой во время длительных прогулок, для чего целесообразно использовать одноразовые стаканчики.